Відповіді на ЗНО 2013 з російської мови

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-6,
(1)У ботаников есть термин - разнотравье. (2)Он обычно относится к цветущим лугам, (З)Разнотравье - это сплетение (разно)образных цветов, сплошь раскинувшихся по поймам рек. (4)У одного из северных поэтов есть такие стихи:
Упаду, смеясь, в разнотравье
И почувствую силу земли.
Мне всего лишь (на) миг покажется,
Что я вижу исток былин.
(5)Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. (б)Слова у Пришвина цветут, сверкают. (7)Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, (на)конец, ложатся в нашей памяти медленным строем, подобно течению звезд. (8)У Пришвина можно научиться хорошему русскому языку. (9)У меня выработался своеобразный тест: если человек знает и любит Пришвина - у него хороший художественный вкус, культурная речь. (10)А речь, в свою очередь, характеризует самого человека. (11) «Скажи, что(б) я тебя увидел», - говорил, как вы помните, ещё Сократ.

1. Раздельно пишется (на) миг

2. Правильная морфологическая характеристика слова скажи (предложение 11) указана в ряду
повелительное наклонение глагола, совершенный вид

3. Одна из частей сложного предложения является придаточным цели в предложении
одиннадцатом

4. Слово, грамматически не связанное с членами предложения, есть в предложении
седьмом

5. Слово художественный (предложение 9) употреблено в значении
отвечающий требованиям искусства, понимающий его

6. Обособленным определением осложнено предложение
третье

7. Одинаковое количество звуков и букв во всех словах ряда
курортный, собеседник, валюта, инжир

8. Выделенная буква обозначает одинаковый звук в каждом слове ряда
Теннис, Тенденция, Тезис

9. Правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук, в слове
агрономия

10. Префикс + корень + суффикс + суффикс + окончание - таково строение слова
исследователь

11. Префиксально-суффиксальным способом образованы все слова в ряду
бессмыслица, вдогонку, обезжирить

12. Все глаголы в составе словосочетаний употреблены в переносном значении в ряду
плывёт луна, плывёт перед глазами, плывут звуки

13. В предложениях Что, как торг ИДЕТ у вас? С надеждой, верою весёлой ИДИ на всё выделенные слова являются
многозначными

14. Ошибка в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительного допущена в предложении
У северянинов принято ездить на оленях и собаках.

15. Выделенное слово в несвойственном ему значении употреблено в предложении
За лесом расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

16. НЕ ИМЕЮТ формы единственного числа все имена существительные в ряду
шахматы, сутки, чернила

17. В предложении Для маринования отбирают маслят всех мельче и всех крепче прилагательные употреблены в форме
составной превосходной степени

18. В предложении Он подошёл к ЕГО сестре выделенное слово является
притяжательным местоимением

19. Правильно образована форма имени числительного в предложении
Этот мастер коротких рассказов прославился пятьюстами шестьюдесятью двумя произведениями.

20. В предложении Увидев мать, сын бросался НАВСТРЕЧУ выделенное слово является
наречием

21. Однородные члены употреблены правильно в предложении
Идя к своей цели, человек делает много ошибок и приносит огромные

22. Правильно употреблен деепричастный оборот в предложении
Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила.

23. Форма слова (название для лиц женского пола) правильно образована в ряду
поляк - полька

24. Безударная гласная, проверяемая ударением, пропущена в корне во всех словах
надв..гаться, обст..новка, ц..дить

25. Одна и та же буква пропущена во всех словах ряда
реш..тка, деш..вый, растолч..шь

26. Буква е пропущена во всех словах ряда
вид..л, расстел..т (он)

27. Не пишется раздельно в предложении
С заданием справляемся отнюдь (не)плохо.

28. Буква ь пишется на месте пропуска во всех словах ряда
напряч.. зрение, настеж..

29. Оба выделенных слова пишутся раздельно в предложениях
Он тут ни(при) чём. Брат занялся спортом, я поступлю так(же).

30. Одна буква н пишется на месте пропуска во всех словах ряда
слыл бессребре..иком, кожа..ый портфель

31. Сложносочинённое предложение будет образовано, если среди вариантов продолжения предложения Ржавеют в арсеналах пушка ... выбрать
зато сверкают кивера.

32. Прочитайте предложение и выполните задание.
Небо до половины окрасили нежные полосы рассвета.
Ошибка в характеристике члена предложения допущена в ряду небо - подлежащее

33. Неопределённо-личное предложение представлено в ряду
Дискуссию отложили на завтра.

34. Одну запятую нужно поставить в предложении (знаки препинания не расставлены)
Хлынули играющие лучи и весело и величаво поднимается могучее светило.

35. Прочитайте предложение и выполните задание.
Он о чём-то всё время думал(1) и так был занят своими мыслями, что(2) когда его спрашивали о чём-нибудь(З) то он вздрагивал(4) и просил повторить вопрос.
Запятая должна стоять на месте цифры
3

36. Пунктуационная ошибка допущена в предложении
Отец Фёдор ревел так, что, казалось, будто он временами заглушал Терек.

37. Соотнесите фразеологизм и его значение.
хлеб насущный - самое важное, жизненно необходимое
манна небесная - что-либо желанное, нужное, долгожданное
притча но языцех - предмет всеобщих разговоров, постоянных пересудов
козел отпущения - человек, на которого сваливают грехи и проступки других.


38. Соотнесите слово и толкование его значения.

парировать - опровергать возражения против чего-либо
корректировать - исправлять, вносить поправки
апеллировать - обращаться за советом, поддержкой
манипулировать - добиваться своих целей, представляя что-либо в искажённом виде

39. Соотнесите вид придаточного и предложение,

придаточное следствия - Я очень сильно устал, так что не мог идти дальше.
придаточное сравнительное - Мы спешили изо всех сил, как будто за нами кто-то гнался.
придаточное определительное - Белым камнем тот день отмечен, когда я о победе пела.
придаточное уступительное - Хотя путник и не знал дороги, но всё-таки вышел к поселку.

40. Подберите пример к каждому случаю употребления разделительного знака на месте пропуска

тире - Дети стали большими ... им надо серьёзно
запятая - Безветрие... и всё небо залито ровной синевой.
скобки - От сильного движения Ермолая ...он старался достать птицу ... наше судно наклонилось.
двоеточие - В лесу стало тихо... птицы улетели.

41. Определите, что выделяют (разделяют) знаки препинания в предложении (цифра обозначает следующий знак препинания).

Но смех Гоголя(1) - радуга(2) г сотворённая из брызг дождя и вбирающая в себя все цвета дня; в нём(З), как говорил сам Гоголь(4), оценивая характер русских литературных пародий, "желчь Ювенала соединилась с каким-то особым славянским добродушием".

1 - тире между подлежащим и сказуемым

2 - обособленное определение

3 - вводное предложение

4 -обособленное обстоятельство

42. Соотнесите выделенные в предложениях слова с частями речи, которыми они являются

Мы с товарищем решили покататься на лыжах, (по)этому отправились в ближайший лес. союз
Заячьи следы поворачивали (за)то раскидистое дерево, что стояло шагах в десяти от нас. местоимение с предлогом
Составьте режим дня (в)начале учебного года и старайтесь выполнять его. имя существительное с предлогом
В свободное время побольше читайте и посоветуйте так(же) поступать своим товарищам. наречие с частицей

Чтение и анализ текста

Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера строк) и выполните задания 43-50,
(1-7) На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные черты. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания слов, как: «немецкая аккуратность», "французская галантность", «китайские церемонии», «африканский темперамент», "холодность англичан", "вспыльчивость итальянцев", «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определённого народа на протяжении многих лет,

(8-10) Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои символы, отразившие художественные представления о мире.

(11-14) Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что прежде всего заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие достопримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

(15-23) Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет? Конечно же, древние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже ставшие художественным символом этой страны. На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены погребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне голубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

(24-32) Если же вам предстоит встреча с вечно юным Парижем, вы: непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей художественным символом этого удивительного города. Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возмущение и негодование парижан. Современники наперебой кричали: "Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация... "

(33-44) Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта "скелетообразная каланча долго не простоит", но его мрачному прогнозу не суждено сбыться, Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли. Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное "железное кружево". Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собирались сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя возможность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта...

(45-47) Такими же художественными символами давно уже стали Статуя Свободы для США, Императорский дворец "Запретный город" для Китая, Кремль, для России. Но есть у многих народов и свои особые поэтические символы.

(48-49) Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни — сакуры - поэтический символ Японии.

(50-54) Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью? Нет, их привлекают красота непостоянства, хрупкость и мимолётность жизни. Цветок сакуры - это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.

(55-57) Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё неуспевшими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Именно в этом источник Красоты.

(58-65) Художественным поэтическим символом России стала белоствольная береза. Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и далёкой Канаде? Конечно, растёт. Но только на Руси берёзу любили и воспевали по-особому, трепетной вдохновенно. Художник Игорь Грабарь говорил: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал».

(66-67) Да и не он один. Многие художники, поэты и композиторы слагали в честь берёзы произведения. Она стала истинным воплощением и символом России.

(68-71) Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая берёза русскому человеку. Издревле она дерево-друг. Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из бересты. Кора берёзы (береста) являлась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма...

(72-82) После долгой зимы берёза просыпалась первой, а потому она воспринималась как символ красоты и расцветающей природы. В России верили, что берёза может спасти от колдовских наговоров, в Троицу изготавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик - девичий праздник - дома украшали берёзовыми ветками, а в лесу завивали на ветвях венки, заплетали ей лентами косы, связывали верхушки двух берёз таким образом, чтобы образовались ворота - символический, магический круг. К вечеру в тени берёз водили хороводы, пели песни, играли, кидали в воду берёзовые венки и по ним гадали. Куда поплывёт венок - туда и выйдет замуж девушка. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическому образу.

822 слова (По Г. И. Даниловой)

43. Стиль текста
публицистический

44. Текст состоит из
вступления, основной части

45. Современники НЕ называли Эйфелеву башню
чудом мысли

46. Слово профанация, употреблённое в пятом абзаце текста (строки 24-32) имеет значение
искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным обращением, отношением, опошление

47. НЕ соответствует содержанию текста утверждение
Берёза не только символ России, но и дерево-друг, потому что на берёсте рисовали картины.

48. НЕ соответствует содержанию текста утверждение
В Японии вам нужно увидеть цветущую сакуру.

49. Текст представляет собой
описание с элементами рассуждения

50. В тексте нет микротемы
статуя Свободы - символ США

Часть 2 Собственное высказывание

51. Поддержите или опровергните высказывание:
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.


 
| Карта сайту |